Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Профилактика алкоголизма

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО АЛКОГОЛИЗМА В ШКОЛЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Не секрет, что каждый третий ребенок впервые пробовал алкоголь в домашней обстановке, в собственной семье, за столом, во время праздников вместе с гостями или тогда, когда родителей не было дома. Каждый из таких детей под воздействием алкоголя почувствовал и пережил состояние измененного сознания, раскрепощенность, эйфорию, расслабление. Профилактика подросткового алкоголизма тогда еще так остро не стояла перед нашим обществом. К счастью, тогда существовали нравственные понятия: «Алкоголизм – это плохо», «Быть алкоголиком стыдно!»

Но раньше, даже во времена острого дефицита товаров народного потребления почти в каждой семье пряталась для торжественного случая емкость со спиртным. Еще лет двадцать-тридцать тому назад, возможно, такого демонстративного пристрастия к алкоголю в нашем обществе не было, но тяга к спиртным напиткам у человека всегда была намного сильнее, чем в других странах.

Семейный фактор

Не будем разбираться, как и почему наши люди пьют. Теперь перед нами стоит задача – профилактика алкоголизма, а именно – профилактика алкоголизма среди подростков. По данным сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, очень рано пробуют спиртное и попадают в алкогольную зависимость дети из детдомов, из неполных семей, дети, чьи родители мало зарабатывают и ведут асоциальный образ жизни. Подросток в силу своего возраста порой осознанно прибегает к алкоголю, чтобы снять некое эмоциональное напряжение, пьет в кругу друзей, чтобы уйти от одиночества, почувствовав себя хоть кем-то признанным и кому-то нужным.

Если у подростка заниженная самооценка, много внутренних противоречий, нет каких-то творческих увлечений, существуют проблемы в отношениях с родителями, то он, как правило, будет искать «успокоение» в наркотиках или алкоголе. Выявить такого ребенка профессиональному педагогу не составит особого труда. А вот подобрать заветный ключик к эмоционально закрытому и одинокому подростку сможет не каждый учитель. И все же! У каждого ребенка есть нереализованные потребности его души, мечты, надежды…

Профилактика подросткового алкоголизма

Для каждого подростка большую роль играют авторитетные люди, идеалы. Допустим, в семье никто не обращает внимания на то, что у ребенка талант к рисованию или музыке, тяга к спорту или актерский дар. Пьющие родители редко думают о том, чем ребенок занят, и с кем он проводит свободное время. Возможно, именно школа способна поддержать и направить неблагополучного подростка, и как-то изменить его жизнь.

Профилактика алкоголизма в школе не всегда бывает организована так, чтобы школьники понимали и признавали всю опасность алкоголизма. Многие из них отрицают то, что алкоголизм – это проблема. Ведь в современном обществе употребляет спиртное каждый третий взрослый и каждый пятый подросток. И как защитить подростка от внушений рекламы, фильмов и мнения друзей.

Профилактика наркомании и алкоголизма должна проводиться грамотно и профессионально. Учебные фильмы, профилактические беседы, спортивные мероприятия, творческие вечера, походы в лес, катание на коньках и лыжах. Все, что угодно, лишь бы подросток не оставался один на один с собой, со своими проблемами.

По данным исследований, проведенных в российских школах, двое из десяти подростков обладают адекватной самооценкой, абсолютное же большинство неадекватно занижают свою самооценку. Но уровень развития самооценки - один из самых важных регуляторов поведения личности. Между отклоняющимся от норм поведением и самооценкой подростка есть прямая, тесная связь. Подростки, обладая заниженной самооценкой, чтобы избавиться или снизить чувство неприятия себя как личности, прибегают к девиантным моделям поведения (алкоголизм, наркомания, самоизоляция, преступность). Самооценку подростка можно изменить в процессе взаимоотношений и взаимодействия с окружающими людьми (тренер, учитель, одноклассник).

Психологический контакт

Похвала за проделанную работу, успехи, какие-либо достижения могут поднять самооценку подростка и мотивировать его к чему-то большему и полезному. Эмоциональная связь между учителем и подростком очень важна. Результаты диагностики школьников выявили некоторые личностные проблемы у подростков, склонных к алкоголизму:

  • страх отверженности, чувство изоляции и одиночества, страх наказания
  • враждебность, негативизм среди подростков, агрессивное поведение
  • чувство вины и стыда, вызванные внутренней дисгармонией
  • повышенная утомляемость, неспособность долго воспринимать информацию, хроническая усталость, апатия
  • суицидальные высказывания

Все это подтверждает выраженные неблагоприятные условия, в которых воспитывается большинство современных подростков. Задача школы – организовать подростка так, чтобы он почувствовал свою нужность, самодостаточность, адекватно оценивал себя и смог раскрыть и реализовать себя как личность.


Разделы сайта